Вопреки времени и обстоятельствам

Свой 27-й сезон Камерный театр Малыщицкого, основанный учеником Юрия Любимова и Георгия Товстоногова, открывает большими планами.

Возник Камерный театр, репертуар которого был ориентирован на классику, ещё в 1989 году. Его характерная черта, сохранявшаяся все годы существования невзирая на «место прописки» театра, – отсутствие сценического подиума, существование актёров и зрителей в едином пространстве, лишённом занавеса, барьеров, нумерованных мест. После ухода из жизни своего лидера – Владимира Малыщицкого – этот негосударственный театр долгое время оставался в стороне от громких театральных событий, фестивалей и премий. Но нынче Камерный театр уже третий сезон не собирается отмалчиваться.

Новая жизнь (и, возможно, новая судьба) этого театра начала отсчёт в октябре 2014 года премьерой спектакля Петра Шерешевского «Конформист» по одноимённому роману Альберто Моравиа. «Общая группа крови» труппы и режиссёра определилась ещё в постановочном периоде, а успех спектакля у зрителей, внимание к нему профессионалов помогли театру принять единственно верное решение – пригласить Шерешевского на должность главного режиссёра. И теперь в Театре Малыщицкого идут уже несколько спектаклей этого постановщика: блистательный «Конформист», признанный Высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» по итогам сезона 2014–2015 гг. лучшей работой режиссёра в негосударственном театре, жизненная история «Железные двери» (пьеса, которая лежит в основе спектакля, также написана Шерешевским) и неординарный «Гамлет.eXistenZ». Последний спектакль уже на протяжении второго сезона вызывает споры среди зрителей и критиков: находятся как горячие его поклонники, так и люди, напрочь отрицающие способ подачи шекспировской трагедии. Но именно это и доказывает необычность и художественную ценность спектакля Шерешевского…

Но и другие режиссеры продолжают создавать в Камерном театре Малыщицкого свои спектакли. Так, Пётр Васильев, куда более известный своими работами в кукольном театре, в прошлом сезоне осуществил здесь искромётную постановку по пьесе Вильяма Шекспира «Двенадцатая ночь». И сегодня на премию «Золотой софит» номинированы два актёрских дуэта, занятых в этом спектакле: Дмитрий Чупахин и Назар Онищук – за роли сэра Эндрю и сэра Тоби, а также Надежда Черных и Лидия Марковских – за роли Виолы и Оливии.

Номинирована на премию «Золотой софит» и художник спектакля «Двенадцатая ночь» – Алевтина Торик. Впрочем, ею список номинантов Камерного театра Малыщицкого не исчерпывается: среди претендентов на получение премии также
художники Александр Мохов и Мария Лукка, авторы сценографии к спектаклю Петра Шерешевского «Гамлет.eXistenZ». Итого общее количество номинантов от маленького театрика составляет семь человек. Вот вам и «маленький театрик»…

В этом сезоне Камерный театр Малыщицкого намерен пополнить свой репертуар тремя премьерами. В конце декабря главный режиссёр театра намеревается представить на суд зрителей спектакль по всем известной мудрой пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». В конце февраля он же выпустит премьеру по пьесе американского драматурга Эрика Дюфо «Гробница малыша Тутанхамона» (произведение впервые было представлено в России в октябре 2014 года на фестивале «Любимовка»). И третья премьера традиционно для демократичной площадки на улице Восстания станет делом рук приглашённого режиссёра – Дениса Хусниярова, который намерен создать собственную сценическую версию романа Рубена Гальего «Чёрное на белом». Эта премьера состоится в конце апреля.

В ожидании решения жюри премии «Золотой софит» (оно будет обнародовано в ходе торжественной церемонии награждения лауреатов 8 ноября на сцене ТЮЗа им. А.А. Брянцева) театр уже подал заявки на участие в традиционном фестивале негосударственных театров «Рождественский парад», а также в конкурсе на звание лауреата Санкт-Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв» по итогам сезона – 2015/2016. Жизнь детища Малыщицкого, активную помощь которому ныне осуществляет Комитет по культуре Санкт-Петербурга, продолжается. Театр живёт согласно своему девизу – «Вопреки времени и обстоятельствам». И впереди у Камерного театра – только новые спектакли, новые фестивали и конкурсы, новые награды. И зрительская надежда на то, что дух студийного подвижничества сохранится в этих стенах ещё надолго.