Вся жизнь перед глазами

В Камерном театре Малыщицкого состоялась премьера спектакля «Замок» по роману Франца Кафки. Режиссер Пётр Шерешевский представил свое видение одного из самых загадочных литературных произведений XX века. Роман «Замок» датируется 1922 годом, но автор его так и не закончил.Возвращаться к произведению Кафка был не намерен, а после своей смерти и вовсе завещал рукопись сжечь. Однако воля писателя не была исполнена, роман был издан в 1926 году в Мюнхене.
Место действия «Замка» не имеет четкой географической привязки — все происходящее очень условно. Главный герой, господин К., оказывается в новом, неизведанном мире. Проснувшись в Деревне, он знает лишь то, что он землемер и должен прибыть на работу в Замок. Только попасть в столь желанное для всех место очень непросто — нужен специальный пропуск. На противопоставлении двух миров Деревни и Замка, на попытках преодоления системы, на скитаниях К. в поисках пропуска к иллюзорному благу и строится все повествование в романе.
Несмотря на благодатную почву для экспериментов, произведения Франца Кафки не самый желанный материал для театральных режиссеров. Отсутствие четкой структуры романа и зыбкость сюжета накладывают слишком большую ответственность и на авторов, и на зрителей. Гений Кафки находится в какой-то своей иллюзорной вселенной, которую невозможно объяснить или описать. Поэтому в силах режиссера лишь попытаться настроить зрителя на нужную для восприятия волну, а сделать это сложно.
В превью к спектаклю Петр Шерешевский рассказал: «Проза Кафки — пространство сновидений. Любые трактовки могут убить ее, подменив тайнопись сна примитивными логическими схемами… Вступая на эту территорию, мы пытались отдаться интуиции. И получилась фантазия на тему посмертного путешествия души постсоветского современника».
Все мы родом из детства. Со счастливого советского детства в одинаковых, вечно сползающих колготках и начинаются попытки осмыслить настоящее. Тогда нас впервые ставят в хоровод с указаниями, как правильно жить и радоваться жизни. Меняются эпохи, окружающие нас люди, но не прекращается наш бег по кругу. Мы страстно желаем соответствовать навязанным нам идеалам, делая все возможное, чтобы получить пропуск в тот самый пресловутый Замок.
Художнику-постановщику Надежде Лопардиной удалось прекрасно передать двойственную атмосферу романа Кафки. Сцена на протяжении всего спектакля усыпана упаковочной стружкой, намекающей на иллюзорность происходящего. Но периодически внимание зрителя будет цепляться за знакомые, реалистичные образы. На сцене будет буфет, который когда-то стоял у бабушки, советские таксофоны, посуда. Будут доноситься знакомые мелодии, отрывки из телепередач, выступления политических деятелей. В борьбе сознательного и бессознательного в ход пойдут даже запахи, на сцене пожарят яичницу и полакомятся жареной курочкой.
Трактовка режиссера привела его к созданию на сцене совершенно новой реальности. Такие постановки сравнивают не с готовой картиной, а с палитрой, на которой замешивают краски. Личные воспоминания, образы, отголоски исторических событий, обрывки песен, стихов приняли здесь форму хаотичных, бессознательных мазков. И вот уже зритель становится творцом. Как в излюбленном приеме психологов: что вы видите на этой картинке?