КАМЕРНЫЙ ТЕАТР ОТПРАЗДНОВАЛ ЮБИЛЕЙ

На день рождения принято созывать гостей и угощать их деликатесами. Сегодня свое 25-летие празднует Камерный театр Владимира Малыщицкого: артисты угостят зрителей специфическим «блюдом» — капустником, созданным из лучших спектаклей за всю историю существования театра. Которая, к слову, складывалась непросто.

Ученик Юрия Любимова и Георгия Товстоногова, режиссер и педагог Владимир Малыщицкий был уникальным человеком.  За свою жизнь он основал… сразу пять театров.

Созданный им с нуля в промышленном Никеле неизвестный провинциальный театр уже через год… отправился на гастроли в Норвегию — в те годы, когда выезд за границу казался чем-то немыслимым для советского человека.

С 1968 года Малыщицкий начинает работать в Ленинграде: поступает в аспирантуру Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, учится у Георгия Товстоногова, организовывает студенческий театр ЛИИЖТ Studio, который быстро становится успешным, — зрители даже прозвали его «малой Таганкой». Затем на основе репертуара Studio появляется Молодежный театр на Фонтанке, но новый театр, затрагивающий острые темы, оказывается неугоден власти — Владимира Малыщицкого снимают с должности художественного руководителя.

Однако режиссер нашел в себе силы начать все заново: в 1987 году в Пушкине появился театр «Студия-87», а в 1989-м в Ленинграде  открылся «Юпитер», позже переименованный в Камерный театр Малыщицкого.

В этом театре все сразу было «не так»: вместо сцены — площадка прямо перед зрителями, вместо занавеса — открытое пространство без кулис, вместо пронумерованных мягких кресел — лавки, на которых каждый может выбрать место по душе. Привлекательным был и репертуар: «Заповедник», «Сны Евгении», «Пьяненький», «Стыдно быть несчастливым», «Думающие о России и американец», «Евангелие от Ерофеева»…

Сегодня с театром сотрудничают режиссеры Александр Кладько, Петр Васильев, Юрий Дормидонтов, Александр Никаноров. В юбилейный сезон к репертуарным постановкам добавился спектакль «Конформист» Петра Шерешевского. Кстати, на днях стало известно, что именно он будет главным режиссером театра — впервые за шесть лет после безвременного ухода Малыщицкого.

За 25 лет в жизни театра многое поменялось, но главное правило, сформулированное мастером, остается неизменным.

— Мы стремимся к тому, чтобы спектакль мог стать форумом актеров и зрителей, — говорил Владимир Малыщицкий. — В нашем театре свои играют для своих на взаимно волнующие темы без дидактизма и поучения. Наш театр верит в то, что единственная возможность сохранить в себе человеческое — это отдать другому то, что ты имеешь. И тогда отданное обязательно  вернется к тебе сторицей.