Обыкновенное чудо сопереживания

120-летие со дня рождения Евгения Шварца петербургские театры отмечают постановками по пьесам-сказкам этого драматурга, разговаривавшего посредством своих произведений со взрослыми как с детьми и с детьми как со взрослыми.
Традиционно составляющей новогодних праздников является показ на одном или нескольких телеканалах любимого многими телефильма «Обыкновенное чудо», снятого известным театральным режиссером Марком Захаровым. В основе этой ленты — одноименная пьеса Евгения Шварца, на произведениях которого можно и нужно воспитывать детей. Шварц, переиначивая уже известные сказочные сюжеты, рассказывал в своих волшебных историях о любви, терпении, преданности, ответственности, соседствующих чувствах юмора и меры. Родившийся в Казани, живший в Майкопе и Одессе, Евгений Львович в полной мере был ленинградцем. Определение это подразумевает множество качеств, многие из которых есть у придуманных им персонажей сценариев и пьес-сказок «Золушка», «Дракон», «Голый король», «Принцесса и свинопас», «Тень», «Два клена»… «Обыкновенное чудо» — пьеса, над которой Шварц работал дольше других, почти 10 лет. Даже название далось драматургу не сразу: «Медведь», «Влюбленный медведь», «Это просто чудо», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Непослушный волшебник», «Безумный бородач»… Посвятил свое произведение Евгений Львович жене Екатерине Ивановне. И те, кто знал об их нежных отношениях, находили много общего с ними в отношениях Хозяина и Хозяйки, героев пьесы. Впервые сказка была опубликована в сборнике «Тень» и другие пьесы», вышедшем в свет в Ленинграде в 1956 году. И в том же году пьесу поставили на сцене московского Театра-студии киноактера Эраст Гарин и его жена Хеся Локшина и следом — Николай Акимов в Театре комедии в Ленинграде. Первая экранизация произошла позже: в 1964 году все тот же Эраст Гарин выпустил черно- белую кинокартину «Обыкновенное чудо», где в роли влюбленного Медведя снялся один из первых красавцев советского кино Олег Видов. Но кинотриумф пьесы был еще впереди: фильм Марка Захарова, в котором Медведя и Принцессу сыграли Александр Абдулов и Евгения Симонова, появился лишь через 14 лет. Еще в 50-х коллега Шварца, драматург Александр Крон, отметил философскую направленность юмора пьесы, а литературные критики заговорили о полифоничности, о характерной иронии, об удивительном, многогранном, разном по стилю написании портретов героев. Не мудрено, что эта чудесная история нет-нет да и вновь возникает на подмостках, и очередная «круглая» дата — лишь повод поговорить о том вечном, что заложено в этой мудрой притче о победе человеческого, гуманистического начала над жестокостью и чужой волей. В сказках Шварца герои всегда помнят о том, что рядом с ними находятся другие люди, так же, как и они, имеющие свои печали и свои радости, свои душевные раны и победы, свое право на мечты и на жизнь. И если эти права нарушаются, происходят неприятности, потому что уважение к другим — условие счастья, которое нельзя отменить даже в сказочном мире. И этого уважения к читателю, сколько бы ему лет ни было, исполнено не только «Обыкновенное чудо», но и все знаменитые сказки Евгения Львовича. 17 декабря спектакль «Обыкновенное чудо» представит театралам и поклонникам творчества Шварца негосударственный Камерный театр Малыщицкого. Постановку осуществили лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга, неоднократный номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Петр Шерешевский и художник Надежда Лопардина. Вот что говорит о своей работе режиссер спектакля: «Недавно у меня возникло ощущение, что я все время затрагиваю в своих работах болевые точки человеческого существования, сопряженные с моими личными болевыми точками. Захотелось отдушины, захотелось поговорить не о боли, а о том прекрасном, что есть в этом мире, о том, ради чего мы живем, о чем мечтаем. И захотелось прикоснуться к «Обыкновенному чуду» Евгения Шварца. Но закон обострения обстоятельств и поиска тревожащего, близкого нам начала привнесли в спектакль и печаль. Надеемся, что она не пересилит присутствующих в нем радости бытия и счастья любви. Конечно, любовь побеждает, но и в ней, как и во всем, что рождено в результате взаимоотношений двух людей, есть своя печально-светлая, щемящая нота». Спектакль, в котором заняты актеры Андрей Шимко, Иланна Некрасова, Алексей Бостон, Юлия Шишова, Ник Тихонов, Антон Ксенев, Виктор Гахов, Олег Попков, Светлана Балыхина, Наталья Вишня и Надежда Черных, будет не похож на уже известные спектакли и фильмы и даже (отчасти) войдет в противоречие с автором, неоднократно признававшимся, что терпеть не может печальных концов у сказок. Но театр всегда предполагает собственный взгляд режиссера на любое литературное произведение. Тем он и хорош. Главное, чтобы в результате рождалось обыкновенное чудо — сопереживание. Ради этого мы и ходим в театр.