…Здесь нет привычной сцены и занавеса, барьеров и секторальных проходов между рядами. В небольшом прямоугольном зале нашего театра скамейки для зрителей могут стоять в одну, две, три, четыре, пять линий вдоль одной, двух, трех и даже всех четырех стен.

Не ищите привычной нумерации. Вы вольны выбрать то место, которое вам больше понравится: сценическая площадка хорошо видна из любой точки зала. Проверить это можно, повторив поход на полюбившийся спектакль и выбрав совсем другую точку обзора.

Сценическое пространство различных спектаклей всегда будет разным, но актеры всегда будут рядом с вами, на расстоянии вытянутой руки. Вам будут видны тонкие переходы настроений, игра чувств, почти неуловимые движения. Вы услышите рядом с собой живое человеческое дыхание и заметите слезы на глазах героев. В шаге от вас будет развиваться сюжет и будет проходить чужая жизнь, которая за считанные часы станет вам не безразлична.

До сегодняшнего дня Камерный театр Малыщицкого, девизом которого являются слова «Вопреки времени и обстоятельствам» сохранил  принцип свободного, демократичного пространства, заложенный его основателем — Владимиром Афанасьевичем Малыщицким, сумевшим создать театр не только с особой формой существования. Это театр с совестью и душой. Явление в области театрального искусства, которое по праву может называться «театр Малыщицкого», как носят свои названия и театр Любимова, театр Фоменко, театр Товстоногова.

***

…Камерный театр Малыщицкого возник не вдруг, по сиюминутной прихоти своего создателя. Все началось в далеком 1969 году, когда Малыщицкий основал в Ленинграде студенческий театр «Studio» ЛИИЖТа (Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта), быстро ставший знаменитым. Зрители даже прозвали его «малая Таганка» по аналогии с московским Театром на Таганке, где работал Владимир Высоцкий.

В 1980-м году «Studio» стал Молодёжным театром на Фонтанке, и по сей день живущим в Измайловском саду. Это был первый в городе театр, страстно бросивший вызов фальшивому покою и лжи официального советского театрального академизма, политической среде того времени. Он помогал людям задуматься о вечных идеалах и о простых истинах, трогал зрителей до глубины души своей искренностью и свободой. Спектакли «Сто братьев Бестужевых», «Отпуск по ранению», «И дольше века длится день»и другие , поднимавшие вопросы чести, достоинства, совести навсегда вошли в историю не только Молодежного театра на Фонтанке, но и ленинградского, а также российского театра. Увы, во времена жесткой цензуры и нетерпения к свободомыслию театр-трибун городским чиновникам был не удобен и даже опасен.

В 1983 году Владимира Малыщицкого по причине его «неудобства» для власти лишили Молодежного театра и сняли с должности художественного руководителя. Режиссёр не пал духом и в 1987 году начал всё заново, открыв в городе Пушкине (Царское Село) театр «Студия-87», жизнь которого, поневоле связанная с ГМЗ «Царское Село», оказалась не долгой.

В декабре 1989 году в Ленинграде на Большой Конюшенной улице, в неприспособленном, тесном, старом полуподвальном помещении родился театр-студия «Юпитер», который впоследствии и станет Камерным театром Малыщицкого. По нынешнему адресу, на улицу Восстания, 41 коллектив переедет в 2002 году благодаря заботам Петра Борисовича Шелища, и по сей остающегося другом нашего театра.

***

…В 2008 году Владимира Афанасьевича не стало,  и несколько лет маленький негосударственный театр, удерживаясь на плаву благодаря директору и художественному руководителю Светлане Евгеньевне Балыхиной-Малыщицкой, приглашал на постановки разных режиссеров, экспериментировал, искал внутренний баланс. Здесь создавали свои спектакли Александр Кладько, Владимир Л. Воробьев, Ольга Самохотова, Александр Никаноров, а с режиссером Петром Васильевым театр сотрудничает и по сию пору.

Весной 2014 года  на улицу Восстания пришел режиссёр Петр Шерешевский, который в октябре того же года выпустил премьеру — спектакль «Конформист». В декабре 2014 года Камерному театру Малыщицкого исполнилось 25 лет, а в январе 2015 года Шерешевский стал его главным режиссером. Осенью 2015 года спектакль Петра Юрьевича «Конформист» был удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За лучшую режиссуру». Программа, которую заявляет Шерешевский, подразумевает формирование интеллектуального репертуара, рассчитанного на зрителя, готового чувствовать и размышлять в театре.

***

Творческая декларация КтМ — 2018:

  1. ДИАЛОГ. Мир соткан из неразрешимых противоречий. Мы считаем, что дело искусства не давать ответы, а ставить перед зрителем сложные вопросы.
  2. ПОИСК. Нам интересно заниматься театром как искусством, то есть бесстрашным поиском пути в неведомое. Познавать мир и себя в этом мире.
  3. ЛАБОРАТОРИЯ. Каждый новый спектакль для нас – это шаг на терра инкогнита, шаг в неведомые земли. 
  4. МЕТОД. Мы сочиняем спектакли на основе сложной литературы,   проникая в ее проблематику и поэтику. Мы используем накопленный художественный опыт и не боимся банальностей и повторений, ибо любой страх лишает свободы. 
  5. ФОРМА. Мы знаем, что только живая и свежая форма способна порождать живые смыслы, находящие отклик в сердцах и умах современных людей. Поэтому наше внимание к эстетике не менее пристально, чем к этическим и мировоззренческим проблемам. 
  6. РЕМЕСЛО. Мы – профессионалы, и ценим профессионализм. То есть верим, что только на основе ремесла рождается искусство. 
  7. ТРУД. Мы не признаём за театром развлекательной функции. Мы создаём театр зрителя, ищущего в нём не развлечения и отдыха, а работы. Работы собственной души и ума. 
  8. ТАИНСТВО. Мы всегда будем искать новые пути к умному и открытому зрителю. Зрителю, готовому к восприятию спектаклей, говорящих с ним на сложном, современном театральном языке. 
  9. ЭНЕРГИЯ. Мы считаем, что наш зритель молод. Молодость – это не возраст тела, но возраст души. Это жажда познания, интерес ко всему новому, провокативному.
  10. Мы не знаем, какими мы будем завтра. Мы всегда идём в неведомое…
Sc1
Sc2
Sc3
Sc4