Четверть века, прожитая вопреки времени и обстоятельствам

Камерный театр Малыщицкого отметил свое 25-летие капустником, основанным на легендарном спектакле «Заповедник» по прозе Довлатова.
Половину жизни маленький театрик на 80 мест прожил на улице Восстания, 41. Этот дом был обретен усилиями многих известных театральных и общественных деятелей и простых людей, которым близок и понятен был театр, никогда не возвышавший себя сценой-помостом над публикой. Духовное общение со зрителем здесь происходит в едином пространстве «зал-сцена», где исповедуются те же принципы, что и в «бедном театре» Ежи Гротовского. Главная тема здесь – Человек, главный материал — классика. «Отсутствие драматургии не причем. Ответы в прозе и классике. Когда материала ждут, театр обречен. Надо не ждать, а искать. Поиск – это и есть творчество», — так Малыщицкий (1940 — 2008) формулировал суть работы своего театра.
В 90-е, когда иные храмы искусств могли сосчитать зрителей по пальцам на одной руке, «Заповедник», поставленный Владимиром Афанасьевичем, шел на аншлагах. Сам Малыщицкий играл в нем пропойцу Михал Иваныча, давшего в Пушкиногорье кров главному герою повести Довлатова. Спектакль стал приметой, визитной карточкой театра, поэтому долгих раздумий о том, что может стать основой юбилейного вечера, ни у кого из коллектива не возникло. Только вот Пушкинские горы в сценарии стали Камерным театром Малыщицкого, а гением места вместо Пушкина стал основатель театра…
После капустника, в котором участвовали и «старожилы», которые сами играли в «Заповеднике», и совсем молодые актеры, худруком и директором Камерного театра Светланой Балыхиной была объявлена главная новость юбилейного сезона: на Восстания вновь обрели главного режиссера. Им стал известный российский режиссер Петр Шерешевский, спектакль которого «Конформист» по роману Альберто Моравиа занял достойное место в репертуаре театра, а исполнительница роли Лины, актриса Надежда Черных была номинирована на Санкт-Петербургскую театральную премию для молодых «Прорыв» (номинация «Лучшая актриса»). Похоже, что театр, на творческом пути которого были и тернии и звезды, открывает новую страницу своей истории. И писать ее он будет не только с новым «главным», но и вместе со зрителями, никогда не изменявшими принципам бескомпромиссности и честности, в соответствии с которыми и была прожита первая четверть персонального века Камерного театра Малыщицкого.