Шанс заглянуть за кулисы

В Музее Истории Фотографии открылась персональная выставка Николая Казакова «Вопреки времени и обстоятельствам». Это 50 черно-белых фотографий, иллюстрирующих невидимую зрителю работу Камерного театра Малыщицкого над спектаклями, известными всему Петербургу.

Фотограф нужен всякому театру. Желателен фотограф талантливый, чуткий к происходящему на сцене, способный заранее предугадать, какое именно мгновение стоит поймать в объектив, чтобы запечатлеть на фотографии историю, творческую биографию конкретного театра, постановки, актера. Ведь театральное искусство изменчиво: один и тот же спектакль, сыгранный в разные дни и месяцы, не бывает одинаков, как не бывает в нашей жизни одинаковых вдохов, взглядов, улыбок или слез. Неизменным может оставаться только их искреннее и честное отношение артистов к профессии, которое вопреки времени и обстоятельствам традиционно сохраняют в Камерном театре Малыщицкого. Этот маленький негосударственный театр более четверти века живет по принципам «бедного театра», которые некогда проповедовал Ежи Гротовский, а затем подхватил, сохранил и развил Владимир Малыщицкий. Здесь нет сцены-подиума, и зрители могут сидеть по всему периметру условной сценической площадки, которую скорее можно назвать игровым полем. Невероятная близость актеров обеспечивает невольное вовлечение зрителя в игру, вызывает высокую степень соучастия, сопереживания происходящему в этом игровом поле театральному действию. Правда, происходит это вовлечение лишь потому, что актеры здесь не врут, не фальшивят, не предают, сохраняя традицию профессиональной честности даже после ухода из жизни десять лет назад основателя театра… Новая страница истории Камерного театра Малыщицкого началась в 2014 году, когда сюда для постановки спектакля «Конформист» по одноименному роману Альберто Моравиа пришел режиссер Петр Шерешевский. И почти одновременно с ним судьба привела сюда и ученика легендарного Павла Маркина, выпускника Факультета фотокорреспондентов имени Ю.А. Гальперина Николая Казакова. Случайных совпадений, подтвердит вам всякий фаталист, не бывает. Театр принял Шерешевского, которому оказались близки и понятны законы «бедного театра», и результат не заставил ждать себя: «Конформист» вошел в лонг-лист Национальной премии «Золотая Маска» — 2015 и получил в том же году петербургский «Золотой софит» за лучшую режиссуру в негосударственном театре. А первые же снимки Казакова, не имевшего раньше опыта театральной съемки, неожиданно выявили сродство театра и фотографа. Снимать театральные спектакли — непростое дело, требующее профессионального чутья. Даже в «собранном», отрепетированном спектакле бывает трудно угадать, куда двинется, повернет голову, махнет рукой актер, как провзаимодействует он с партнером… А на репетициях, когда идет постоянный поиск решений, чувств, эмоций, образов, линий, надо не только угадывать подходящие для съемки моменты, но и максимально «отсутствовать», не мешать творческому процессу, запечатлеть который на фотографии для истории театра не менее важно, чем «готовый продукт» — премьеру или рядовой показ. Казакову это удается сполна. Он чувствует людей, ловит проявления их внутренней работы, но никогда не провоцирует, не навязывается, остается в тени, высвечивая в кадре только Театр, познакомиться ближе с которым предлагает и посетителям своей юбилейной, десятой персональной выставки, название которой совпадает с девизом Камерного театра Малыщицкого — «Вопреки времени и обстоятельствам».