Знаки беды

Если бы не несколько десятков молодых людей, Измайловский парк так бы и остался местом прогулок пенсионеров и собачек. Когда же стало ясно, что ситуация складывается не в их пользу, пенсионеры затаились, а собачки избрали другие маршруты. На вопросы, вроде риторического: «по какому праву?» отвечал афишный листок, выпорхнувший на ленинградские улицы. Крупные синие буквы извещали о некоем «открытии», намеченном на 18 января 1980 года. Десятилетие начиналось новым театром на Фонтанке. Одиноко стоящее синее слово явилось результатом многочисленных согласований, звонков вышестоящих нижестоящим, волевого давления с применением басовых интонаций. Его можно было принять и за нескромное обещание, и за обрывок разговора, прорвавшегося сквозь шумовые помехи. Оно в равной степени свидетельствовало и о гордыне создателей театра, и о шаткости их положения.

Нина Усатова. Монолог об учителе

23 сентября 2005г. Исполнилось 65 лет со дня рождения и 45 лет творческой деятельности Владимира Малыщицкого – известного петербургского режиссера, одного из лидеров российского студийного движения, создателя легендарной студии ЛИИЖТа – неоднократного призера международных театральных фестивалей, основателя Санкт-Петербургского Молодежного театра на Фонтанке и «Театра Владимира Малыщицкого» (Санкт-Петербург, ул. Восстания, 41). С его именем связано первое сценическое воплощение крупнейших произведений современной прозы и драматургии: «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Сотников» В. Быкова, «Отпуск по ранению» В. Кондратьева, «И дольше века длится день…» Ч. Айтматова, «Заповедник» С. Довлатова, «Джамхух – сын оленя» и «Думающие о России и американец» Ф. Искандера, «Шествие» И. Бродского, «Диалоги» и «Загадочный клоун» А. Володина, «Сто братьев Бестужевых» и «Венок Грибоедову» Б. Голлера и др.

Черно-белое кино

Владимир Афанасьевич — жертва всех режимов.

Уже тогда, 16 сентября 1979 года, когда оcновали Молодёжный театр на Фонтанке, тайный приговор Малыщицкому был вынесен.

Судьбоносные решения принимались на Олимпе. Там восседал Абсолют, известная фигура, центр театрального гнездовища. И если иной чудак путал ступени иерархической лестницы, в тонкой политике Олимпа не разбирался, то рано или чуть позже — слетал.

По шепотку или ввиду пожимания плеч, мыслящий театральный круг разворачивает деятельность в кулуарах, и молодые и не очень молодые начинают тонкими улыбочками знатоков искусства тесниться.

Так слетали с шахматной доски когда-то В. Голиков, П. Фоменко, С. Юрский, К. Гинкас и т. д., и т. п. Слетел с Фонтанки и Малыщицкий. Превысил меру дозволенного таланта.