Камерный театр Малыщицкого (КТМ)

Камерный театр Малыщицкого (КТМ) был основан в 1989 году и носит имя своего создателя — В. А. Малыщицкого (1940-2008 гг.), подвижника, режиссера и педагога, основавшего в нашем городе несколько театров. Он был бескомпромиссным режиссером, который говорил со зрителями современным, ясным языком.

Театр в пространстве не то что камерном, а крошечном: пятачок фойе, узкий прямоугольник зрительного зала, три-четыре зрительных ряда, располагающиеся то по длинной, то по короткой стене прямоугольника – вот и все, чем располагает Театр Малыщицкого на улице Восстания, 41 (по этому адресу он на правах аренды существует с 2002 года).

Больше 10 лет театр живёт без своего основателя, но остается верным его творческим взглядам. В 2008 году актриса и вдова Малыщицкого Светлана Евгеньевна Балыхина стала директором КТМ, сохранила его и делает все для того, чтобы театр развивался и решал новые художественные задачи. После ухода из жизни мастера наступил период проб и ошибок: театр не сдавался, искал, здесь ставили Александр Кладько, Владимир Л. Воробьев, Ольга Самохотова, Александр Никаноров, Петр Васильев.

Однако новую историю Камерного театра Малыщицкого можно отсчитывать с 2014 года, когда в театр пришел Петр Шерешевский. И в его спектаклях «старый» Театр Малыщицкого, молодые и приглашенные артисты слились, наконец, в единый коллектив нового авторского, режиссерского театра. Здесь русская драматическая школа соединяется с режиссурой европейского уровня. Спектакли Шерешевского: экшен по Шекспиру «Гамлет. eXistenZ», «Обыкновенное чудо» Шварца, «Замок» по Кафке, чеховская «Чайка», «Киллер Джо» Леттса, «Дон Хиль Зелёные штаны» по совместно созданной режиссёром и актерами спектакля пьесе, космические «Сирены Титана» по знаменитому роману Воннегута, «Крум» по пьесе израильского классика Ханоха Левина – это и есть лицо обновленного Театра Малыщицкого. Определенно, это театр поисковый, эстетский, театр эксцентрики и яркой театральности на расстоянии вытянутой руки, театр, словно бы игнорирующий крошечные размеры игровой площадки и всеми возможными художественными средствами размыкающий, трансформирующий ее. В репертуаре театра также идут спектакли петербургских режиссеров Дениса Хусниярова («Чёрное/Белое»), Петра Васильева («Вечера на хуторе близ Диканьки»), Валентина Левицкого («Квартира»), Дмитрия Крестьянкина («Заводной апельсин»), Романа Муромцева («Козлиная песнь»). Спустя столько лет это все еще театр своего, особого пути, независимый от меняющихся театральных трендов.

В настоящий момент КТМ значимая единица на театральной карте города. Спектакли нашего театра известны как профессиональному сообществу, так и широкой аудитории. КТМ – уникален не только для Петербурга, но и для всей страны. В нем осуществляются первые постановки пьес современных драматургов, а классические тексты обретают новое звучание. На площадке театра проходила лаборатория, в рамках которой молодые режиссеры представили эскизы по пьесам современных драматургов. Наш театр поддерживают Союз театральных деятелей РФ, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Министерство культуры РФ – на выигранные гранты театр осуществляет постановки новых спектаклей.

Спектакли режиссёра П. Ю. Шерешевского принимают участие в российских и международных театральных фестивалях. Работы Петра Юрьевича, созданные им в разных городах, регулярно номинируются на Российскую национальную театральную премию «Золотая Маска».

Спектакли Камерного театра Малыщицкого ежегодно отмечаются критическими статьями, и профессиональными наградами.

творческая декларация
ДИАЛОГ
Мир соткан из неразрешимых противоречий. Мы считаем, что дело искусства не давать ответы, а ставить перед зрителем сложные вопросы.
ПОИСК
Нам интересно заниматься театром как искусством, то есть бесстрашным поиском пути в неведомое. Познавать мир и себя в этом мире.
ЛАБОРАТОРИЯ
Каждый новый спектакль для нас – это шаг на терра инкогнита, шаг в неведомые земли.
МЕТОД
Мы сочиняем спектакли на основе сложной литературы, проникая в ее проблематику и поэтику. Мы используем накопленный художественный опыт и не боимся банальностей и повторений, ибо любой страх лишает свободы.
ФОРМА
Мы знаем, что только живая и свежая форма способна порождать живые смыслы, находящие отклик в сердцах и умах современных людей. Поэтому наше внимание к эстетике не менее пристально, чем к этическим и мировоззренческим проблемам.
РЕМЕСЛО
Мы – профессионалы, и ценим профессионализм. То есть верим, что только на основе ремесла рождается искусство.
ТРУД
Мы не признаём за театром развлекательной функции. Мы создаём театр зрителя, ищущего в нём не развлечения и отдыха, а работы. Работы собственной души и ума.
ТАИНСТВО
Мы всегда будем искать новые пути к умному и открытому зрителю. Зрителю, готовому к восприятию спектаклей, говорящих с ним на сложном, современном театральном языке.
ЭНЕРГИЯ
Мы считаем, что наш зритель молод. Молодость – это не возраст тела, но возраст души. Это жажда познания, интерес ко всему новому, провокативному.
Мы не знаем, какими мы будем завтра. Мы всегда идём в неведомое…
Error get alias